17.11.2020 15:32
Документы.
Просмотров всего: 43496; сегодня: 4.

О внесении изменений в постановление от 13 февраля 2019 г. № 143

О внесении изменений в постановление от 13 февраля 2019 г. № 143

На официальном интернет-портале правовой информации 17 ноября 2020 года опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 1818 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 143".

Текст документа:

Правительство Российской Федерации

Постановление от 12 ноября 2020 г. № 1818, Москва

О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 143

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 143 "О порядке выдачи комплексных экологических разрешений, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 8, ст. 777).

2. Реализация предусмотренных настоящим постановлением полномочий федеральных органов исполнительной власти осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности их работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в федеральном бюджете на соответствующий год на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин

 

Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 1818

Изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 143

1. Наименование изложить в следующей редакции:

"Об утверждении Правил рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения изменений в них".

2. Пункт 1 изложить в следующей редакции:

" 1. Утвердить прилагаемые Правила рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения изменений в них.".

3. В Правилах выдачи комплексных экологических разрешений, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва, утвержденных указанным постановлением:

а) наименование изложить в следующей редакции:

"Правила рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения изменений в них";

б) пункт 1 изложить в следующей редакции:

" 1. Настоящие Правила устанавливают порядок рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений (далее - разрешения), выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва разрешений и внесения изменений в них.";

в) в пункте 3 слова "на основании положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов обоснования разрешения" заменить словами "в срок, не превышающий 4 месяцев с даты регистрации заявки на получение разрешения";

г) дополнить пунктом 31 следующего содержания:

"31. Обмен документами и информацией в рамках рассмотрения заявки на получение разрешения, а также заявок на переоформление, пересмотр разрешений и внесения в них изменений осуществляется с использованием государственной информационной системы промышленности, созданной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2015 г. № 757 "О порядке создания, эксплуатации и совершенствования государственной информационной системы промышленности" (далее - информационная система).";

д) абзац первый пункта 4 изложить в следующей редакции:

"4. Заявка на получение разрешения, оформленная по форме, утвержденной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, подается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, указанными в пункте 2 настоящих Правил (далее - заявитель), с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне в электронной форме с использованием информационной системы в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту размещения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду и относящегося к объектам, указанным в пункте 2 настоящих Правил (далее - объект).";

е) пункт 5 дополнить абзацем следующего содержания:

"Датой подачи заявки на получение разрешения является дата ее регистрации в территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.";

ж) абзац второй пункта 6 изложить в следующей редакции:

"Информация, включаемая в состав заявки на получение разрешения в соответствии с абзацем девятым пункта 3 статьи 311 Федерального закона "Об охране окружающей среды", представляется с использованием информационной системы в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов).";

з) в абзаце первом пункта 9:

слова "со дня получения" заменить словами "со дня регистрации";

слова "заказным письмом с уведомлением о вручении" заменить словами "с использованием информационной системы";

и) подпункты "а" и "б" пункта 10 изложить в следующей редакции:

"а) размещает заявку на получение разрешения на официальном сайте территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт), обеспечивая возможность свободного доступа к ней заинтересованных лиц, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне и законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации в информационной системе;

б) направляет для рассмотрения заявку на получение разрешения и прилагаемые к ней материалы с использованием информационной системы в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов, а также в Федеральное агентство по рыболовству, в случае если объект расположен в пределах территорий 2 и более субъектов Российской Федерации, или территориальный орган Федерального агентства по рыболовству, в случае если объект расположен в пределах территорий одного субъекта Российской Федерации, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположен объект (далее - органы исполнительной власти).";

к) пункты 11 и 12 изложить в следующей редакции:

"11. Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования после регистрации заявки на получение разрешения в течение 30 календарных дней рассматривает ее на соответствие информации, включаемой в состав указанной заявки в соответствии с абзацами шестым-восьмым, десятым-двенадцатым пункта 3 и абзацем третьим пункта 4 статьи 311 Федерального закона "Об охране окружающей среды", установленным требованиям Федерального закона "Об охране окружающей среды".

12. Органы исполнительной власти рассматривают заявку на получение разрешения и прилагаемые к ней материалы и направляют позиции по ним с использованием информационной системы в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в срок, установленный пунктом 92 статьи 311 Федерального закона "Об охране окружающей среды", в частности:

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации - в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях в случае размещения объекта в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения или охранных зон указанных особо охраняемых природных территорий;

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации - в части соответствия технологических процессов, оборудования, технических способов и методов, применяемых на объекте, наилучшим доступным технологиям;

территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в части соответствия нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), а также их расчетов при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ санитарно-эпидемиологическим требованиям в соответствии со статьями 18 и 20 Федерального закона "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения";

территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов - в части непревышения нормативов допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в сбросах загрязняющих веществ над установленными нормативами допустимого воздействия на водные объекты при их наличии для соответствующих веществ на основании статистических сведений об использовании воды в Российской Федерации;

Федеральное агентство по рыболовству или его территориальный орган - в части соответствия нормативов допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), а также их расчетов при наличии таких веществ в сбросах загрязняющих веществ требованиям законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов;

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположен объект, - в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях в случае размещения объекта в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения или охранных зон указанных особо охраняемых природных территорий, требований нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды и переданных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти рассматривают заявку на получение разрешения и прилагаемые к ней материалы и в пределах компетенции, установленной абзацами вторым - седьмым настоящего пункта, направляют позиции по ним в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования с использованием информационной системы.

При наличии в составе заявки на получение разрешения программы повышения экологической эффективности, утвержденной в соответствии со статьей 671 Федерального закона "Об охране окружающей среды", замечания к такой программе повышения экологической эффективности органами исполнительной власти не представляются.";

Л) дополнить пунктами 121 - 127 следующего содержания:

"121. Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования после рассмотрения заявки на получение разрешения и прилагаемых к ней материалов в случае наличия к ним замечаний, в том числе со стороны органов исполнительной власти, в течение 2 рабочих дней после поступления из всех органов исполнительной власти с использованием информационной системы позиций по заявке на получение разрешения и прилагаемых к ней материалов направляет заявителю замечания с использованием информационной системы.

Замечания к программе повышения экологической эффективности, утвержденной в соответствии со статьей 671 Федерального закона "Об охране окружающей среды", в составе заявки на получение разрешения территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования не представляются.

В случае если органы исполнительной власти, указанные в абзацах втором - шестом пункта 12 настоящих Правил, не представили позицию по заявке на получение разрешения и прилагаемые к ней материалы в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в срок, установленный пунктом 92 статьи 311 Федерального закона "Об охране окружающей среды", заявка на получение разрешения и прилагаемые к ней материалы считаются согласованными органом исполнительной власти, не представившим позицию в указанный срок.

При отсутствии в представленной позиции органа исполнительной власти замечаний к заявке на получение разрешения и прилагаемых к ней материалов заявка на получение разрешения и прилагаемые к ней материалы считаются согласованными таким органом исполнительной власти.

122. Заявитель в течение 45 календарных дней со дня получения замечаний устраняет их и представляет доработанную заявку на получение разрешения и прилагаемые к ней материалы с использованием информационной системы в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, который направил такие замечания.

В случае если заявитель не представил в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования с использованием информационной системы доработанную заявку на получение разрешения и прилагаемые к ней материалы в срок, предусмотренный пунктом 94 статьи 311 Федерального закона "Об охране окружающей среды", территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования отказывает в выдаче разрешения по основанию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 91 статьи 311 Федерального закона "Об охране окружающей среды".

Отказ в выдаче разрешения размещается территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в информационной системе и на официальном сайте.

123. Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в течение 5 рабочих дней со дня регистрации доработанной заявки на получение разрешения и прилагаемых к ней материалов направляет их с использованием информационной системы в органы исполнительной власти, представившие замечания, для рассмотрения.

124. Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и органы исполнительной власти в течение 30 календарных дней со дня регистрации рассматривают доработанную заявку на получение разрешения и прилагаемые к ней материалы в целях учета замечаний.

125. Органы исполнительной власти после рассмотрения доработанной заявки на получение разрешения и прилагаемых к ней материалов направляют с использованием информационной системы в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования информацию об учете или о неучете замечаний заявителем. В случае непредставления органами исполнительной власти в срок, установленный пунктом 124 настоящих Правил, своих позиций по замечаниям, такие замечания считаются учтенными.

В случае если замечания органов исполнительной власти не устранены, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования отказывает в выдаче разрешения по основанию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 91 статьи 311 Федерального закона "Об охране окружающей среды".

Отказ в выдаче разрешения размещается территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в информационной системе и на официальном сайте.

126. Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования выдает заявителю разрешение по форме, установленной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, при условии отсутствия основания для отказа в выдаче разрешений или отказывает в выдаче разрешения по основаниям, предусмотренным пунктом 91 статьи 311 Федерального закона "Об охране окружающей среды".

Разрешение или информация об отказе в выдаче комплексного экологического разрешения направляется заявителю с использованием информационной системы.

127. В разрешение, выдаваемое заявителю, осуществляющему хозяйственную и (или) иную деятельность на квотируемых объектах, на период эксперимента по квотированию выбросов, проводимого на территориях городских округов Братска, Красноярска, Липецка, Магнитогорска, Медногорска, Нижнего Тагила, Новокузнецка, Норильска, Омска, Челябинска, Череповца и Читы в соответствии со статьями 1 - 6 Федерального закона "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха", дополнительно включаются квоты выбросов, утвержденные в соответствии с частями 12 и 13 статьи 5 Федерального закона "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха", достижение которых осуществляется на основании утвержденного плана мероприятий по достижению квот выбросов, согласованного межведомственным советом по проведению эксперимента.";

м) абзац второй пункта 15 изложить в следующей редакции:

"Заявка на продление срока действия разрешения подается заявителем в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне в электронной форме с использованием информационной системы не позднее чем за 4 месяца до истечения срока действия разрешения в произвольной форме с указанием даты выдачи и номера указанного разрешения.";

н) пункт 16 после слова "направляет" дополнить словами "с использованием информационной системы";

о) пункт 23 изложить в следующей редакции:

"23. Заявка на переоформление разрешения и прилагаемые к ней материалы подаются заявителем в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне в электронной форме с использованием информационной системы.";

п) пункт 24 после слова "направляет" дополнить словами "с использованием информационной системы";

р) пункты 26 и 27 изложить в следующей редакции:

"26. Заявка на внесение в разрешение изменений, оформленная в произвольной форме с указанием даты выдачи и номера разрешения, подается заявителем с использованием информационной системы в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне в электронной форме.

27. Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в течение 15 рабочих дней со дня регистрации заявки на внесение изменений в разрешение направляет заявителю с использованием информационной системы разрешение с внесенными в него изменениями или информирует с использованием информационной системы об отказе во внесении изменений в разрешение с указанием причин отказа.";

с) пункты 29 и 30 изложить в следующей редакции:

"29. Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о выдаче разрешения, продлении срока действия, переоформлении, пересмотре разрешения и внесении в него изменений или об отказе в выдаче разрешения, о продлении срока действия, переоформлении, пересмотре разрешения и внесении изменений в него размещает на официальном сайте и в информацию о принятом решении.

30. В случае выявления технических ошибок,  допущенных при оформлении разрешения, продлении срока действия, переоформлении, пересмотре разрешения и внесении изменений в разрешение территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в течение 15 календарных дней направляет с использованием информационной системы заявителю уведомление об исправлении технических ошибок.";

т) абзац третий пункта 31 дополнить словами "и в информационной системе";

у) дополнить пунктом 32 следующего содержания:

"32. В случае если заявителю, осуществляющему хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, который относится к квотируемым объектам в соответствии со статьями 1 - 6 Федерального закона "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха", разрешение выдано до утверждения квот выбросов, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в течение 10 рабочих дней после утверждения квот выбросов включает в ранее выданные разрешения указанные квоты выбросов, достижение которых осуществляется на основании утвержденного плана мероприятий по достижению квот выбросов, согласованного межведомственным советом по проведению эксперимента.

Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в течение 5 рабочих дней после включения квот выбросов в разрешения направляет заявителю разрешение с внесенными в него изменениями.

Форма квот выбросов утверждается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.".

Череповец Вологодской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.


О внесении изменений в постановление от 13 февраля 2019 г. № 143

О внесении изменений в постановление от 13 февраля 2019 г. № 143

О внесении изменений в постановление от 13 февраля 2019 г. № 143

О внесении изменений в постановление от 13 февраля 2019 г. № 143

О внесении изменений в постановление от 13 февраля 2019 г. № 143

О внесении изменений в постановление от 13 февраля 2019 г. № 143

О внесении изменений в постановление от 13 февраля 2019 г. № 143

О внесении изменений в постановление от 13 февраля 2019 г. № 143

О внесении изменений в постановление от 13 февраля 2019 г. № 143

О внесении изменений в постановление от 13 февраля 2019 г. № 143

О внесении изменений в постановление от 13 февраля 2019 г. № 143

Тематические сайты: PublisherNews - портал системы продвижения публикаций, Аквакультура, Вся Россия, Государство, Законодательство, право, Предпринимательское право, Экология и природопользование
Сайты субъектов РФ: Вологодская область, Забайкальский край, Иркутская область, Кемеровская область, Красноярский край, Липецкая область, Омская область, Оренбургская область, Свердловская область, Челябинская область
Сайты столиц субъектов РФ: Забайкальский край - Чита, Красноярский край - Красноярск, Липецкая область - Липецк, Омская область - Омск, Челябинская область - Челябинск
Сайты городов субъектов РФ: Иркутская область - Братск
Сайты моногородов субъектов РФ: Вологодская область - Череповец, Кемеровская область - Новокузнецк, Красноярский край - Норильск, Оренбургская область - Медногорск, Свердловская область - Нижний Тагил, Челябинская область - Магнитогорск
Сайты федеральных округов РФ: Дальневосточный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Сибирский федеральный округ, Уральский федеральный округ, Центральный федеральный округ
Сайты стран: Россия

Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 12064 публикации
Поделиться:

Интересно:

Рыцари на Руси
16.05.2025 14:17 Аналитика
Рыцари на Руси
Тема может вызвать недоумение: разве были рыцари на Руси? В поисках ответа нужно рассмотреть два аспекта вопроса: что означает термин «рыцарь» и есть ли сходство в основных характеристиках рыцарей Западной Европы и древнерусских воинов. О термине «рыцарь» Как появилось слово «рыцарь»? Одна из версий о происхождении термина ведёт к истоку многих языков – индоевропейскому языку, где слово «рыс» означало «скакать верхом», а «сар» обозначало знатного человека. По другой версии слово «рыцарь» ведёт своё начало от южнорусского слова «лицар, рицар», которое, в свою очередь, является видоизменённой формой польского «rycerz» (рыцеж). Подобная форма слова существует в чешском (rytieř) и других славянских языках. Первоосновой этих терминов считается немецкое слово «Ritter», означающее всадника. На чём основано убеждение, что рыцарство на Руси не существовало? Один из аргументов сторонников...
Спектакль «Победа! Знамя над Рейхстагом!» посмотрели 7 тысяч зрителей
16.05.2025 13:11 Новости
Спектакль «Победа! Знамя над Рейхстагом!» посмотрели 7 тысяч зрителей
Показы кинотеатральной военной реконструкции «Победа! Знамя над Рейхстагом!» в кинопарке «Москино» проходили с 1 по 11 мая. Их посетили около семи тысяч человек. Для грандиозной постановки была построена уменьшенная копия Рейхстага. По обеим сторонам от главного входа установили экраны, на которых транслировали кадры хроники и специально снятые игровые фрагменты. Плохая погода не помешала зрителям прийти на показы — все дни трибуны были максимально заполнены. На протяжении восьми дней гости наблюдали за профессиональной игрой артистов Сергея Маховикова, Алексея Колгана, Ивана Замотаева, Сергея Селина, Алексея Кравченко, Виктора Добронравова и других. Поэт Влад Маленко, исполняя в постановке роль корреспондента, прочитал свою поэму «Знамя Победы». Полуторачасовое представление с использованием раритетной военной техники стало вторым подобным проектом режиссера Игоря Угольникова. «Идея...
День основания Общества Красного Креста в России
15.05.2025 10:08 Аналитика
День основания Общества Красного Креста в России
«Per humanitatem ad pacem» (Через гуманизм к миру)  3 (15) мая 1867 г. после ратификации Женевской Конвенции (10 мая 1867 г.) император Александр II утвердил Устав Общества попечения о раненых и больных воинах под покровительством своей жены — императрицы Марии Александровны. В 1879 г. Общество было переименовано в Российское общество Красного Креста (РОКК), его целью было предотвращение и облегчение человеческих страданий в мирное и военное время. С первых лет существования РОКК развивало свою деятельность как внутри страны, так и за её пределами. В 1868 г. по инициативе РОКК в Петербурге прошла Международная конференция, принявшая Декларацию, запрещавшую использование в боевых действиях разрывных пуль. При деятельном участии России созывались конференции в Брюсселе (1874) и Гааге (1899), подготовившие Конвенцию...
В Москве стартовал Российско-китайский форум
13.05.2025 11:56 Мероприятия
В Москве стартовал Российско-китайский форум
В Москве проходит Российско-китайский форум сотрудничества в сфере торговли услугами «Солнечный путь — вместе создаем будущее». Цель мероприятия — способствовать выводу китайско-российского сотрудничества на новый уровень в таких сферах, как культурный туризм, международная торговля и промышленное сотрудничество. На площадке собрались представители китайского бизнеса в России, органов государственной власти и участники профильных торговых ассоциаций. Организаторами выступили Китайская международная инвестиционная корпорация «Хуамин» и Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС). В форуме принимают участие министр Правительства Москвы, руководитель ДВМС Сергей Черёмин, посол КНР в России Чжан Ханьхуэй, президент Московской торгово-промышленной палаты Владимир Платонов и его заместитель Владислав Мищенко...
Образование в Древней Руси
13.05.2025 10:06 Аналитика
Образование в Древней Руси
Уверенное и стабильное развитие древнерусского государства в IX-XIII веках, его появление на международной арене и установление связей с другими государствами стало возможным благодаря многим факторам, в том числе, развитию образования, которое, безусловно, тесно связано с грамотностью. Грамотность в Древней Руси Долгое время среди специалистов велись споры по поводу наличия грамотности в древнерусском государстве: одни считали, что грамотность на Руси начала распространяться ещё с языческих времён, другие полагали, что основная масса населения Древней Руси была безграмотной. Достижения археологии, культурологии, лингвистики и других наук доказали: жители Древней Руси владели основами грамоты – это было веление времени. Грамотность нужна была не только для верхушки общества, которой приходилось иметь дело с договорами и другими документами, создавать летописи и хронографы, писать...